|
Архитектура Казани: век XIX-й.
Дом офицеров (архитектура в силе Эклектика)
Дом ИЗО (архитектура в стиле Барокко)
Дом Кекина (архитектура в стиле Классицизма)
|
В XIX веке Казань разрастается вширь. На окраинах вырастают новые слободы — Ивановская, Савиновская, Заречье, Клыковская, Удельная.
В центре города вместо прежних небольших купеческих и дворянских особняков строятся большие каменные дома представителей казанской буржуазии.
В архитектурном отношении XIX век дал Казани большое количество сооружений разных художественных стилей, но, пожалуй, только классицистские и ампирные памятники выделяются своими высокими художественными достоинствами.
Здания, построенные в начале XIX века, отличаются симметричностью, торжественной строгостью линий, соразмерностью и пропорциональностью всех частей. Во второй половине и в середине XIX века в Казани появляются дома, отражающие вкусы буржуазии и отличающиеся вычурностью внешнего вида, смешением различных архитектурных стилей.
Архитектура Казани красива и разнообразна. Судить о ней мы можем по сохранившимся постройкам кремля, стенах и башнях, и историческим документам. Старейшим сохранившимся сооружением кремля является Благовещенский собор. Сильно искажённый последующими переделками, всё же в нём ещё можно уловить влияния псковской и владимиро-суздальской архитектуры.
Первые архитекторы Казани, чьи имена мы знаем, это Постник Яковлев и Иван Ширяй. Они возвели Благовещенский собор, стены и башни кремля и некоторые прилегающие постройки. К середине и концу XVII века в Казани сложился стиль так называемого "Московское барокко". В этот период возвели дом Михляева, Ивановский монастырь, Петропавловский собор и множество других церквей и монастырей. Многие из них не сохранились до наших дней. Этой причиной служили многочисленные пожары, последующие переделки и во время советской власти.
Переходным временем в казанской архитектуре считаются 70-е годы XVIII века. Представителем архитектуры того времени был В.И. Кафтырёв, который отошёл от принципов барокко и внёс ряд изменений в художественные вкусы, создавая основные принципы классицизма. Следует упомянуть здание Адмиралтейской конторы, где применены новые приёмы вместе с барочными. Классицизм, или ампир, надолго вписался в архитектурный облик Казани, и вплоть до середины XIX века ещё применялись Античные формы в строительстве домов.
После ампира наступило время эклектики, полного смешения стилей. Примером эклектики является здание губернаторского дворца, построенного в русско-византийском стиле по проекту К.А.Тона. Эклектика существовала до начала XX века, когда ведущим стилем стал модерн. Из мастеров модерна, работавших в то время в Казани можно назвать К.С. Олешкевича, и созданные по его проектам здания. После модерна в Казани наступил долгий период застоя, причиной которого стали многочисленные войны и Октябрьская революция.
Многие архитекторы, работавшие в то переходное время, остались без работы и по этому многие из них покинули Казань. Начался долгий и многолетний перелом, после которого архитектура так и не возродилась.
|